Областное государственное казённое учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Молчановского района»

636330, Томская область, Молчановский район, с. Молчаново, ул. Димитрова 71, строение 2
Телефон: 8 (38256) 230-72, E-mail: cspsd-molch@tomsk.gov.ru

Рекомендации для родителей Как приучить ребенка к самостоятельности?

24 августа 2023 г.
  1. Будьте последовательны, если вы что-то обещаете, просите, наставляете, то затем не отказывайтесь от своих слов. 
  2. Младшим школьникам часто не хватает самостоятельности. Ребенок привыкает, что каждый его шаг контролируют родители, и так может не научиться делать что-то самостоятельно. Важно начать приучать ребенка что-то делать самому с детства, пусть помогает вам по хозяйству, давайте ему посильные поручения.
  3. Когда ребенок не умеет самостоятельно организовать свою деятельность, ему нужен график работы (и отдыха) и конкретный список дел. При этом вам придется постоянно напоминать ребенку о том, что он должен сделать, возможно, не только на словах, но и в письменном виде.
  4. В младшем школьном возрасте удержать внимание ребенка надолго будет непросто, он то и дело будет отвлекаться на «попутные» дела. С такими частыми отвлечениями может справится составление расписания дня и развитие у ребенка чувства времени.
  5. Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной деятельности.
  6. Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием. Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия).
  7. Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
  8. Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
  9. Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением.
  10. Необходимо обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же?»
  11. Выбираете для начала одну, самую простую задачу, в которой вы хотите помочь ребенку ориентироваться самостоятельно.  Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погроме? Или перевести его на 10 минут пораньше? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить его самоконтроль по этой линии.
  12. Старайтесь приучить ребенка нести ответственность за СВОИ промахи.

Педагог-психолог: Аксенова Е.В.

Наверх
Решаем вместе
Есть вопрос?