- Будьте последовательны, если вы что-то обещаете, просите, наставляете, то затем не отказывайтесь от своих слов.
- Младшим школьникам часто не хватает самостоятельности. Ребенок привыкает, что каждый его шаг контролируют родители, и так может не научиться делать что-то самостоятельно. Важно начать приучать ребенка что-то делать самому с детства, пусть помогает вам по хозяйству, давайте ему посильные поручения.
- Когда ребенок не умеет самостоятельно организовать свою деятельность, ему нужен график работы (и отдыха) и конкретный список дел. При этом вам придется постоянно напоминать ребенку о том, что он должен сделать, возможно, не только на словах, но и в письменном виде.
- В младшем школьном возрасте удержать внимание ребенка надолго будет непросто, он то и дело будет отвлекаться на «попутные» дела. С такими частыми отвлечениями может справится составление расписания дня и развитие у ребенка чувства времени.
- Поощряйте все проявления самостоятельности ребёнка. Если требуется, помогите ребёнку создать условия для самостоятельной деятельности.
- Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием. Позволяйте ребёнку сталкиваться с последствиями своих действий (или бездействия).
- Старайтесь как можно меньше выполнять за ребёнка то, что он уже может сделать сам. Не забывайте оглядываться на возрастные рамки: что обычно умеют делать дети в таком же возрасте, что и ваш ребёнок?
- Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел. Например, планирование поездок или планирование выходного дня
- Регулярно обращайтесь к ребёнку за советом по какому-нибудь вопросу. Интересуйтесь его мнением.
- Необходимо обращать внимание на последствия хороших действий: «Смотри, ты выучил уроки пораньше – весь вечер был свободен, здорово? Ты хорошо подготовился по английскому – и на уроке тебе было все понятно, приятно же?»
- Выбираете для начала одну, самую простую задачу, в которой вы хотите помочь ребенку ориентироваться самостоятельно. Например, вставать и собираться утром самостоятельно. Может быть, нужен будильник погроме? Или перевести его на 10 минут пораньше? Сказано – сделано, стараетесь честно отдать ребенку ответственность за это конкретное дело и наблюдаете: получается ли у него эту ответственность взять? Наблюдаете пристально, подруливаете и совсем немного помогаете, чтобы контроль за этой сферой на самом деле перешел к ребенку. Если в этой сфере в будущем случатся промахи и недочеты – а такое бывает, будьте готовы! – вам нужно будет просто поддержать ребенка и помочь ему снова восстановить его самоконтроль по этой линии.
- Старайтесь приучить ребенка нести ответственность за СВОИ промахи.
Педагог-психолог: Аксенова Е.В.