Библиотекарь и психолог: аспекты взаимодействия
13 июня 2024 года на территории МКУ «МЦБС» Библиотеки Кижевниковского района педагоги Службы помощи семье и детям О.С. Васина и О.В. Добышева, провели для педагогов и библиотекарей занятие по взаимодействию библиотекаря и психолога в работе с детьми.
Эти два специалиста, работая вместе, могут более эффективно проводить работу по улучшению психологического сопровождения детей с особенностями в развитии и могут влиять на формирование личности ребёнка как читателя.
Такая работа основана на библиотерапии, сказкотерапии и драматерапии.
В возрасте 7-11 лет, дети наиболее чувствительны к метафоризации и сказочности многих психологических образов, проблем и отношений.
Психолог и библиотекарь, работая в тандеме, добиваются более глубоких результатов каждый в своём деле.
Педагоги Службы раскрыли смысл каждого вида взаимодействия с психологической точки зрения:
Педагог-психолог Васина О.С. рассказала, что есть такое понятие, как библиотерапия. Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния ребёнка. При подборе книг необходим тщательный учет особенностей детей:
индивидуальной психологической ситуации и особенностей психики ребёнка
возрастных особенностей
половой идентификации
состояния здоровья
ситуации в семье
социального опыта
образовательного и культурного уровня
В подборе книг очень важна ориентация литературного произведения на позитивное решение проблемы.
Основными целями данного метода выступают достижение лучшего понимания учениками своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.
Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя.
О понятиях сказкотерапии и драматерапии рассказала педагог-психолог Добышева О.В. Сказкотерапия основана на метафоризации образов, проблем и отношений. Это наиболее детский метод, потому что обращен к чистому детскому началу каждого человека.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем и обогащаем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
На занятиях и тренингах с использованием сказкотерапии психолог, работая с конкретными проблемами, находит их первопричину и помогает ребёнку достичь внутренней гармонии. Способствует поднятию самооценки, личностному росту, развитию самосознания.
Драматерапия - это современный вариант психодрамы для решения личностных и межличностных проблем с использованием масок, ролевых импровизаций и постановок различных пьес.
Направлена на решение конфликтных ситуаций, поднятие самооценки детей, их личностный рост, самоопределение, на снятие барьеров в общении.
И, конечно же, библиотекарь в данных видах взаимодействия психолога с детьми выступает в роли главного советчика при подборе разнообразной литературы для решения тех или иных проблем.
Выявляя проблемы разного характера, психолог формирует группы детей для дальнейшего взаимодействия по разным направлениям. Библиотекарь подбирает материал для их эффективной работы.
Все эти методы работы с детьми дают возможность психологу и библиотекарю построить эффективную работу.
В конце мероприятия педагоги Службы и Библиотеки совместно, на примере сказки Г.Х.Андерсона «Гадкий утенок» рассмотрели и проанализировали те моменты, которые влияют на самооценку ребенка.
Мероприятие получилось увлекательным и интересным.
Примеры литературных произведений, используемых в работе психолога:
Г.Х. Андерсен / Гадкий утенок. (самооценка, самоопределение, внутренний мир)
В.Катаев / Цветик-Семицветик. (пересмотр отношения к своему здоровью и здоровью окружающих)
Л.Н.Толстой / Филиппок. (самоопределение, самооценка)
В.Г.Короленко / Слепой музыкант. (пересмотр отношения к своему здоровью и здоровью окружающих)
Д.Н.Мамин-Сибиряк / Серая Шейка. (нравственный ценности, взаимовыручка, смекалка) и многие другие…
На фото: раздача отрывков из сказки Г.Х. Андерсона «Гадкий утенок», совместный анализ ситуаций и поиск проблемы.
Педагог-психолог О.С.Васина